главная :: карта сайта ::  добавить в избранное :: о проекте :: поиск

новости :: обратная связь :: форумы :: репортажи


 Публикации 


Доработка активной акустической системы Microlab Solo-2

Мы решили доработать активную мультимедийную акустическую систему фирмы Microlab Solo-2.
Зачем мы это сделали?
Хорошо выглядящая система имела большой провал от 1,5 до 4 кГц, который сильно ухудшал звучание. Мы решили посмотреть, можно ли это исправить.
Напомним, как выглядит система:

Solo2 front view


А вот ее АЧХ с этим провалом на средних:

Solo2 0.5 and 1 m distance

Мы спроектировали и сделали новый фильтр. Вот его схема:

Solo-2 new crossover schematics

Посмотрим, что же получилось по части АЧХ:

Solo-2 response with new crossover

Явно лучше! Стыковка с твитером улучшилась намного. Середина стала звонкой и ясной, вокал стал намного лучше. И это произошло не только из-за выравнивания АЧХ, но и из-за уменьшения зоны совместного звучания мидбаса и твитера.
Вопрос: а почему этого не сделал производитель? А это не нужно. В системе такого класса все ставят единственный конденсатор в качестве фильтра на пищалку, и здесь так и было сделано. А если бы кроссовер был сделан, как его предлагаем мы, то это была бы система за другие деньги.
Какие детали лучше использовать в кроссовере?
Мы использовали катушки с сердечником, но лучше применять катушки без сердечника. Тем более, что изготовить их по методике из книжки Алдошиной и Войшвилло без применения измерительных приборов проще. Номиналы невелики, так что должно хватить провода диаметром 1,2 мм или чуть больше. Чем меньше омическое сопротивление катушки L1, тем лучше: меньше будет подъем на низких и бубнение. Этот подъем вызван тем, что мидбас имеет большую добротность и не очень годится в фазоинвертор.
Дополнительное сопротивление катушки последовательно с динамиком усугубляет этот недостаток. Немного улучшить положение можно, добавив в ящик синтепон или другой материал, который увеличивает кажущийся объем ящика. Но с этим не надо перебарщивать: больше половины объема заполнять не следует и надо следить, чтобы отверстие порта не закрывалось этим материалом. Не следует также придвигать его близко к мидбасу.
Другие детали: резисторы проволочные пятиваттные, хотя, по всей видимости, должно хватить двухваттных типа МЛТ, если достанете малые номиналы.
Конденсаторы:
С1 - можно использовать неполярный электролит или 2 штуки К73-17 4,7 микрофарады на 63 вольта. Такие синенькие или зелененькие конфетки рублей по пять за штуку. С2 - тот же К73-17 4,7 мкФ и к нему в параллель еще 1 микрофараду. С3 - тоже К73-17. Номинал 1,1 можно получить путем подбора или добавив к микрофараде 0,1 микрофарады.
Знатоки могут сказать, что полиэтилентерефталатные (это не ругательство, а всего лишь название материала диэлектрика конденсатора!) К73-17 не годятся «для звука». На это можно ответить: все хорошо в меру. Это явно не High End, так что, построив фильтр, который вам обойдется (если сами все будете делать) в день работы и 100 -150 рублей вы получите значительное улучшение качества вашего изделия. Если вы купите полипропиленовые конденсаторы типа К78-2 или балластные белые с винтом К78, вы потратите на них на 200 рублей больше, а улучшение будет незначительным, хотя будет.
И еще: точность конденсаторов такого типа обычно либо +- 20%, либо, если повезет +- 10%. Поэтому, если у вас нет прибора, не пытайтесь подбирать десятые доли микрофарады и навешивать гирлянды конденсаторов.
Кроссовер можно изготовить на куске оргалита, закрепляя детали пластиковыми хомутами и спаивая выводы между собой либо в воздухе, либо пропустив их через отверстия в оргалите на обратную сторону вашей «платы фильтров». Можно, конечно изготовить нормальную плату из фольгированного текстолита, прорезая дорожки специальным резаком.
Успехов в творчестве!


Дата: Четверг, 01 Декабрь 2005
Прочитана: 37247 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Вернуться назад